Борис Грызлов: Федеральный центр не будет препятствовать объединению регионов
Как вы оцениваете результаты референдума по объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймыра?
Главную оценку предложению об объединении дали сами жители этих регионов. Уровень явки и доля голосов в поддержку объединения достаточно показательны.
Это уже второй объединительный референдум - можно ли говорить об устойчивой тенденции укрупнения регионов?
Слово "тенденция" не подходит к данной ситуации. Конечно, в Сибири учитывали пермский опыт, тем более что правовой статус объединяющихся регионов и там, и там был примерно одинаковым, но само решение принималось на основе региональной специфики, задач собственного социального и экономического развития.
Можете ли вы назвать оптимальное количество субъектов для РФ?
Нет. Можно ли назвать оптимальное число городов для Российской Федерации? Или оптимальную площадь Российской Федерации, в квадратных километрах? Территориальное устройство страны складывалось исторически, и было бы неразумным искусственно подгонять количество субъектов под какую-то заданную норму. Результаты голосования в Красноярском крае, в Эвенкии и на Таймыре не должны порождать эйфорию у сторонников объединения регионов. Это непростой процесс.
Какие субъекты Федерации, на ваш взгляд, могут быть в первую очередь заинтересованы в объединении друг с другом?
Заявления о необходимости и целесообразности объединения звучат в разных субъектах Федерации, да и на федеральном уровне, но я бы не хотел давать им оценку. Федеральные органы власти должны содействовать выполнению решений об объединении уже принятых гражданами, помогать в поиске наилучшего варианта выполнения этих решений, но они не должны навязывать такие решения.
На мой взгляд, главный критерий при решении вопроса о целесообразности объединения субъектов Российской Федерации - социально-экономическая эффективность этого объединения. И граждане, проживающие на данной территории, и вся страна, должны ощутить реальную экономическую выгоду.
Какие проблемы экономического и социального свойства могут возникнуть в ходе реализации решений, принятых на объединительных референдумах?
Как показал пермский опыт, серьезных проблем возможно избежать. И главный урок, который дает всем нам процесс формирования Пермского края, - это необходимость согласованной работы всех уровней и всех ветвей власти по выполнению решения референдума.
Государственная Дума, в рамках своих полномочий, приняла необходимые законы, обеспечивающие правовую базу для создания Пермского края, прежде всего Федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации. Так же будет вестись работа и в отношении Красноярского края. Полагаю, что и правительство выполнит свою часть работы, в том числе реализует поручения президента, связанные с содействием развитию единого субъекта Федерации. Со своей стороны, депутаты намерены следить за своевременностью и качеством правительственных решений.
Затронет ли, на ваш взгляд, объединительный процесс национальные республики и образования?
Решать самим гражданам. Частично ответ на ваш вопрос уже дан. Эвенкийский, Таймырский и Коми-Пермяцкий автономные округа возникали как национальные образования.
Но в любом случае поддержка национальных культур, языков, а там, где то необходимо - и поддержка традиционного образа жизни, должна быть сохранена. В создающихся Пермском крае и Красноярском крае предусмотрен комплекс таких мероприятий при федеральном содействии.
Какой срок, по вашему мнению, может занять процесс такого рода структурной перестройки?
Переходный период в случае создания нового субъекта Федерации регламентируется законодательством. А в более широком, общероссийском смысле, нет целесообразности ставить такие сроки и поспешно решать столь сложные вопросы. Ясно, что федеральный центр не будет препятствовать процессам объединения регионов, но и навязывать объединение он не должен. На мой взгляд, от федеральных властей в этом вопросе требуется большая осторожность. И максимальная взвешенность любых решений.
Интерфакс